Техническое перевооружение

Техническое перевооружение

Недавно на третьем руднике ОАО “Беларуськалий” претерпела модернизацию подъемная клетевая установка № 3. Здесь была произве­дена замена электропривода и системы управления на основе оборудования фирмы Siemens. Разработку электротех­нической части проекта, изготовление системы управления, монтаж и наладку нового электрооборудования выполни­ли специалисты ООО ''Институт горной электротехники и автоматизации", компании "SIMATEK" и Представитель­ства Siemens в Республике Беларусь.

О том, что именно сделано в ходе модернизации подъемной установки, и что это дает - в интервью с заведующим отделом автоматизации горных работ ООО “Институт горной электротехники и автоматизации” Виктором Леонидовичем Клемба.

- До проведения нами ра­бот по модернизации электро­привода подъемной установки на ней был установлен асинх­ронный электродвигатель с фазным ротором, и скорость ее менялась при изменении сопротивления в роторе. В свя­зи с этим около пятидесяти процентов электроэнергии тратилось только на разогрев этих сопротивлений.

Взамен старого мы устано­вили современный асинхрон­ный двигатель, но уже с короткозамкнутым ротором и с пре­образователем частоты. В результате, во-первых, прекрати­лось расходование электро­энергии на нагрев. Во-вторых, на протяжении примерно по­ловины пути движения клети вырабатывается электроэнер­гия и возвращается обратно в сеть. Конструкция подъемной машины такова: когда груже­ная клеть отходит от поверхно­сти и движется вниз, до сере­дины ствола ее надо тянуть двигателем, прилагая опреде­ленные усилия. А дальше, за счет того, что высвободилось много каната, клеть начинает сама тянуть себя вниз, и дви­гатель в этом случае работает уже, как генератор.

- То есть получается оче­видный энергосберегающий эффект?

- Это действительно так.

- Виктор Леонидович, это принципиально новая разра­ботка? Или что-то подобное уже работает на других про­изводствах?

- На третьем рудоуправ­лении реализован первый на пространстве СНГ "пилотный" проект высокоэффективного регулируемого электроприво­да переменного тока на шахт­ном подъеме, который по сво­им техническим показателям удовлетворяет всем требова­ниям государственной про­граммы энергосбережения. Система управления реализо­вана на микропроцессорных контроллерах, которые обеспечивают машиниста подъем­ной установки полной опера­тивной информацией о состо­янии систем подъемной маши­ны.

- Как известно, усовершенствованное оборудование было внедрено на подъем­ной установке Краснослободского рудника. Чем отличает­ся от него ваша разработка? И какие преимущества она дает помимо экономии энергоре­сурсов?

- При монтаже подъемной машины на Краснослободском руднике установлена точно та­кая же, как на третьем руднике машина ЦР-6. Однако там при­менен тихоходный безредукторный привод постоянного тока. Он более сложный и потребовал больше различного электрообо­рудования, включая систему фильтрации гармоник в питаю­щей сети. Помимо этого коэф­фициент полезного действия та­кого привода всё-таки ниже, чем у привода переменного тока. Мы же редуктор оставили, чтобы из­бежать лишних затрат. Поэтому на подъёмной машине третьего рудника можно было применить электропривод переменного тока с частотным регулировани­ем скорости и полуавтоматичес­кой системой управления. В ре­зультате был получен выигрыш - примерно в полтора раза мень­ше времени тратится на цикл спуска-подъема людей, так как управление подъемной машиной полуавтоматическое.

Все устроено таким образом, что если машинист делает все рационально, то автоматика не вмешивается. Если же он дела­ет что-то не так или опаздывает, автоматика корректирует его действия. И поскольку, в основ­ном, автоматика работает быст­рее и рациональнее, то получа­ется выигрыш во времени. Это, во-первых. Во-вторых, при ста­ром варианте машины машинист должен был иметь хорошие на­выки управления, чувствовать подъемную машину чисто на ин­туитивном уровне.

Что немаловажно, такая мо­дернизация позволила повысить безопасность людей. Старые подъемные машины с прежним приводом и системой управле­ния не могли остановиться само­стоятельно в крайних точках, то есть на нулевой приемной пло­щадке и на приемной площадке нижнего горизонта.

- Кто, кроме специалистов вашей организации, участвовал во внедрении на руднике этой разработки?

- Конечно, работали мы над этим не одни. В разработке и наладке системы управления и электропривода принимали уча­стие специалисты компании "SIMATEK". Через представи­тельство фирмы "Сименс" были получены необходимые комплек­тующие, в том числе электродви­гатель и преобразователь часто­ты.

Основную часть проектных работ выполняла наша организация, но мы были при этом на подряде у ОАО "Белгорхимпром". Монтажные, строительные работы осуществ­ляли работники ОАО "Трест "Шахтоспецстрой". Шеф-монтаж электропривода, подключение оборудования управления и на­ладку выполняли наши специа­листы вместе со специалистами ООО "Симатек групп".

Работы по модернизации ве­лись при активном участии руко­водящих специалистов третьего рудоуправления и отдела главного энергетика.

Трудно было бы все это сде­лать без участия персонала уча­стка подъема. Установка выводи­лась из работы с конца мая до начала сентября. За это время надо было провести большой объем монтажных, строительных и наладочных работ. Это все было не так и просто сделать.

 

Взять хотя бы только замену электродвигателя, вес которого 14 тонн. Для устанавливаемого преобразователя частоты в ма­шинном зале было отгорожено и обустроено специальное по­мещение. Потребовалось и об­новление помещения машинис­тов. Замена двигателя была со­пряжена с заменой рамы, на ко­торую он устанавливается. По­требовали капитального ремон­та кабельные трассы.

- Что же думают по поводу проведенной на руднике мо­дернизации подъемной уста­новки те, кто ее эксплуатиру­ет?

- Любая модернизация се­годня нацелена на соблюдение одного из важнейших требова­ний - снижение энергопотребле­ния, - высказал свое мнение на­чальник участка подъема третье­го рудника Геннадий Александ­рович Воробей. - В этом отно­шении такое обновление подъемной установки дает эф­фект, ощутимый уже с самого ее запуска в работу. Показатели энергопотребления резко снизи­лись. В настоящее время у нас еще идет обкатка нового обору­дования. Совместно со специа­листами Института ведутся рабо­ты по окончательной наладке ее узлов.

Газета «Калийщик Солигорска» от 15.10.2010г.

Корреспондент Светлана РЕУТ Фото В.ПИЛИПЦОВА



image179.jpg

image180.jpg